Выбор масштаба и расположение характерных точек на диаграмме:
Диаграмма строится на миллиметровой бумаги в координатах Р – V с использованием результатов теплового расчета. Масштаб рекомендуется выбирать таким образом , чтобы величина высоты диаграммы составляла 1,25…1,75 ее основания.
Определяют величину отрезка АВ, соответствующего рабочему объему цилиндра – Vh, а по величине равному ходу поршня – S в масштабе МS:
 
принимаем МS=1,5 : 1
мм 
Величину отрезка ОА, соответствующую объему камеры сгорания VC определяем по формуле:
 
где 
 - степень сжатия, 
 
 мм 
Величина отрезка 
, характеризуется степенью предварительного расширения 
 и определяется по формуле: 
 
где 
 - степень предварительного расширения, 
 
 мм 
На оси абсцисс откладываем в принятом масштабе полученные отрезки соответствующие им объемы.
По данным теплового расчета откладываем величины 
,
. 
Через точки 
 и 
, 
 и 
 проводим прямые параллельные оси абсцисс. Точки a и c соединяем политропой сжатия, а точки z и b политропой расширения. Построение линии сжатия и линии расширения 
Промежуточные точки кривых сжатия и расширения определяем из условия, что каждому значению Vx на оси абсцисс соответствует следующие значения:
 - для политропы сжатия; 
 - для политропы расширения. 
где 
, 
 - мгновенные значения давления и объема 
n1, n2 – показатели политропы сжатия и расширения
С учетом реальных процессов, происходящих в двигателе, расчетную диаграмму округляем. Места скругления определяем по формуле:
 
где 
 - угол поворота коленчатого вала, в характерных точках; 
 
 - отношение радиуса кривошипа к шатуну, принимаем 
=0,272. 
Полученные данные заносим в таблицу 3.
Таблица 3- положение коленчатого вала в характерных точках
|  
 Обозначение точек  |   
 Положение точек, град. п.к.в.  |   
 
  |   
 Расстояние точек от ВМТ (АХ), мм  |  
|  
 
  |   
 17 до ВМТ  |   
 17  |   
 4  |  
|  
 
  |   
 22 после ВМТ  |   
 22  |   
 7  |  
|  
 
  |   
 55 после НМТ  |   
 125  |   
 140  |  
|  
 
  |   
 35 до ВМТ  |   
 35  |   
 16  |  
|  
 
  |   
 14 до ВМТ  |   
 14  |   
 151  |  
|  
 
  |   
 45 до НМТ  |   
 135  |   
 1174  |