Момент статического сопротивления на валу двигателя при торможении механизма определяется по формуле:
 
где Fб – усилие в канате, H;
z – число простых полиспастов в системе;
Dб – диаметр барабана, м;
η – КПД механизма в целом, η = 0,85;
Uр – фактическое передаточное число привода.
 
Необходимый по нормам Ростехнадзора момент, развиваемый тормозом, определяется по формуле:
 
где KТ – коэффициент запаса торможения, принимаем KТ = 1,5 - для среднего режима работы механизма.
 
Выбираем тормоз ТКГ – 300:
- тормозной момент Т = 800 Н∙м;
- диаметр тормозного шкива D=300 мм;
- масса тормоза 100 кг;
Определение тормозных характеристик механизма
Время торможения при опускании груза определяется по формуле:
 
где TТ – необходимый момент развиваемый тормозом (см. п. 1.13), Н·м;
TсТ – момент статического сопротивления на валу двигателя при торможении механизма (см. п. 1.13), Н·м.
 
Замедление при торможении определяется по формуле:
 
Таблица 2 – Проверка полученных значений тормозных характеристик на соответствие рекомендуемым значениям для механизма подъёма
|  
 Параметр  |   
 Время торможения  |   
 Замедление при торможении  |  
|  
 Обозначение  |   
 tT  |   
 aT  |  
|  
 Расчетное значение  |   
 0,938 с  |   
 0,02 м/с2  |  
|  
 Допускаемое значение  |   
 
  |   
 для массовых грузов < 0,6 м/с2  |  
|  
 Вывод  |   
 соответствует  |   
 соответствует  |  
Проверка двигателя на нагрев
Во избежание перегрева двигателя, необходимо чтобы развиваемая им среднеквадратическая мощность удовлетворяла условию: 
 
Средняя квадратичная мощность электродвигателя определяется по формуле:
 
где Tср – средний квадратичный момент преодолеваемый электродвигателем, Н·м;
nэл. – частота вращения электродвигателя, мин-1.
 
где ∑tп – общее время пуска при подъёме и опускании груза, с;
tу – время установившегося движения, с;
∑t – общее время работы электродвигателя, с;
Tср.п. – средний пусковой момент двигателя (см. п. 1.12), Н·м;
Tс – момент статических сопротивлений на валу двигателя при подъёме, Н·м;
TсТ – момент статических сопротивлений на валу двигателя при торможении механизма, т.е. при опускании груза (см. п. 1.13), Н·м.
В качестве исходных данных для расчета используем график загрузки механизма, в соответствии с рекомендациями [1, с. 16, рис. 1.1]. Соответственно для легкого режима работы механизма подъёма, график будет иметь следующий вид (см. рис. 2):
Будет работать с номинальным грузом Q = 100000 кг – 1 раз, с грузом 0,5·Q = 50000 кг – 5 раз, с грузом 0,2·Q = 25000 кг – 1 раз, с грузом 0,05·Q = 5000 кг – 3 раза.
Сведем результаты расчетов с различными грузами в таблицу 3.
Таблица 3 – Результаты расчетов
|  
 Параметр  |   
 Обозначение  |   
 Единица измерения  |   
 Результаты расчета при Q, кг  |  |||
|  
 100000  |   
 50000  |   
 20000  |   
 5000  |  |||
|  
 КПД  |   
 η  |   
 –  |   
 0,85  |   
 0,8  |   
 0,65  |   
 0,5  |  
|  
 Натяжение каната  |   
 Fб  |   
 Н  |   
 125000  |   
 62500  |   
 25000  |   
 6250  |  
|  
 Момент при подъёме  |   
 Tс  |   
 Н · м  |   
 311  |   
 199  |   
 63,6  |   
 15,9  |  
|  
 Время пуска при подъёме  |   
 tп  |   
 с  |   
 1,76  |   
 0,934  |   
 0,933  |   
 0,932  |  
|  
 Момент при опускании груза  |   
 TсТ  |   
 Н · м  |   
 225,44  |   
 112,7  |   
 36,1  |   
 11,3  |  
|  
 Время пуска при опускании  |   
 tоп  |   
 с  |   
 0,155  |   
 0,185  |   
 0,242  |   
 0,271  |