Классифицируют грузы по физико-химическим свойствам, режиму хранения и перевозки, способу упаковки и виду тары, параметрам и форме грузовых мест и т. д.
Физико-химические свойства грузов в той или иной степени влияют на технологию перегрузки. Слеживаемость и смерзаемость обусловливают необходимость применения специальных способов и средств рыхления. Пылеобразование требует герметизации перегрузочных линий и ограничивает выбор подъемно-транспортных машин. Огнеопасность вызывает необходимость в предупреждении искрообразования. https://vorotasv.ru калитки и ворота из профнастила.
Режим хранения и перевозки также в определенной мере связан с физико-химическими свойствами. Одни грузы боятся атмосферных осадков и требуют крытого хранения, другие — допускают открытое. Часть грузов является скоропортящимися и должна храниться в рефрижераторных складах. Однако требования по режиму хранения могут вызываться и другими особенностями грузов (выделяют ценные грузы, живой скот и т. д.).
По способу упаковки и виду тары различают: мешковые, ящичные, бочковые, киповые грузы и др. Разнообразие способов упаковки и тары существенно влияет на технологию перегрузочных работ. Одна тара удобна для застропки и перемещения машинами (например, металлические бочки), позволяет произвести автоматический захват и отцепку груза, другая не только плохо приспособлена для перегрузки, но и предопределяет необходимость в применении тяжелого ручного труда при взятии из штабеля либо укладке (мешки, тюки, слабопрессованные кипы). Разные размеры ящиков также создают значительные технологические трудности при перевозке и перегрузке. В связи с этим стандартизация тары и упаковки грузов имеет большое значение для развития транспорта и повышения эффективности его работы.
Рис 3 Способы укрупнения и унификации грузов
1 — пакет мешков в строп лентах, 2 — пакет мешков на поддоне, 3 — пакет мешков в термоусадочной пленке без поддона, 4 — пакет ящиков на поддоне, 5 — пакет чушек цветного металла, 6 — пачка листовой стали, 7 — пакет автопокрышек на поддоне; 8 — пакет труб, 9 — пакет круглого леса, 10 — пакет пиломатериалов, // — блок из пакетов мешков в строп-лентах на поддоне 12 — блок из пакетов чушек цветного металла на поддоне, 13 — блок-пакет круглого леса, 14 — блок пакет пиломатериалов, /5 — контейнер универсальный малотоннажный (5 т), 16 — контейнер специальный для концентратов цветных металлов насыпью, 17 — резинокордовый контейнер, 18, 19 и 20 — контейнеры универсальные крупнотоннажные международного стандарта, 40' (30 т), 20' (20 т) и 10' (Ют), 21 — контейнер специальный крупнотоннажный для наливных грузов (танк контейнер), 22 — контейнер крупнотоннажный открытый, 23 — контейнерная тележка (ролл трейлер) с грузом, 24 — контейнерная тележка с двумя контейнерами 20', 25 — полуприцеп с двумя контейнерами 20 26 — платформа системы ЛУФ с блоком контейнеров, 27 — лихтер системы ЛЭШ с контейнерами
Параметры и форму грузовых мест постоянно совершенствуют. В настоящее время четко определены и получают все более широкое развитие два основных взаимосвязанных направления совершенствования формы предъявления груза к перевозке: укрупнение и унификация грузовых мест. Чем крупнее отдельные грузовые места, тем большее количество груза может быть за один рабочий ход перемещено перегрузочной машиной без дополнительных трудоемких и отнимающих время операций по их комплектованию и объединению, следовательно, тем выше будет производительность и интенсивность обработки транспортных средств, ниже трудоемкость и стоимость перегрузочных операций, выше провозная способность судов, вагонов и автотранспорта.
Параллельно с укрупнением осуществляют унификацию грузов, т. е. ограничивают число типоразмеров грузовых мест и оптимизируют их по форме и величине с точки зрения удобства перевозки и перегрузки.
На рис. 3 показаны способы укрупнения и унификации грузов. Степень укрупнения грузовых мест лимитируется возможностями транспортных средств и перегрузочной техники.