Общие сведения о смазочных материалах для автомобилей

Материалы » Общие сведения о смазочных материалах для автомобилей

Страница 1

Смазочные материалы играют огромную роль для автомобилей, выполняя следующие функции:

1) смазочная в широком интервале температур в при запуске, прогреве, рабочем режиме и при перегреве механизма для уменьшения сил трения, уменьшения износа и предотвращения заеданий;

2) отвод тепла от нагревающихся при трении деталей;

3) уплотнение узлов трения;

4) удаление продуктов износа;

5) химическая защита поверхности деталей от коррозионного воздействия внутренних и внешних факторов

При выполнении своих функций смазочный материал дополнительно должен обеспечить минимальные отложения на деталях механизмов, максимальную химическую и физическую стабильность и минимальный угар (моторные масла).

В зависимости от своего агрегатного состояния смазочные материалы подразделяются на жидкие (масла), полутвердые (пластичные смазки) и твердые (графит, дисульфид молибдена и т. д.). В зависимости от назначения автомобильные масла подразделяются на моторные (для двигателей с искровым зажиганием, дизельные и универсальные), трансмиссионные (для передач с зубчатым зацеплением, для автоматических трансмиссий) и прочего назначения (гидравлические, обкаточные, моющие, консервационные). В зависимости от основы масла могут быть растительными, минеральными (из нефти), синтетическими и полу(частично)синтетическими.

Растительные масла получают путем переработки семян определенных растений. Наиболее широко в технике применяются касторовое масло. Животные масла вырабатывают из животных жиров (баранье и говяжье сало, технический рыбий жир, костное и спермацетовые масла и др.).

Синтетические базовые масла – это полимеры и олигомеры (полимеры с малым числом цепей), полученные методом синтеза из различных мономеров. Разновидности синтетических масел представлены в таблице:

Типы масел

Основные области применения

Полиальфаолефины (олигомеры олефинов)

Автомобильные и индустриальные масла

Эфиры двухосновных кислот

Авиационные и автомобильные масла

Эфиры полиолов

Авиационные и автомобильные масла

Алкилированная ароматика

Автомобильные и индустриальные масла

Полиалкиленгликоли

Индустриальные масла

Эфиры фосфорной кислоты

Индустриальные масла

Силиконовые масла

Индустриальные масла

Фторсодержащие эфирные масла

Индустриальные масла

ПАО – Полиальфаолефины (РАО) являются наиболее широко используемыми синтетическими маслами. ПАО – это синтетические углеводородные соединения, не содержащие серы, фосфора или металлов. Благодаря отсутствию парафинов, они имеют низкую температуру застывания, обычно ниже -40°С. Вязкость при 100°С от 2 до 100 сСт, а индекс вязкости обычно превышает 140. ПАО обладают хорошей термической стабильностью, но требуют использования антиоксидантов для обеспечения стабильности против окисления. Растворяющая способность этих жидкостей ограничена по отношению к некоторым присадкам, и они вызывают усадку уплотнений. Оба недостатка преодолевают добавлением небольшого количества сложных эфиров. Применяются для производства автомобильных универсальных и всесезонных моторных, трансмиссионных и гидравлических масел, индустриальных холодильных и компрессорных масел. ПАО – самые дешевые из синтетических базовых масел.

Сложные эфиры двухосновных кислот (диэфиры) синтезируются при взаимодействии органических кислот и спиртов. Диэфиры имеют более разнообразную структуру, чем ПАО, но также как ПАО, они не содержат серы, фосфора, металлов и парафинов. Температура застывания – в пределах от -50°С до -65°С. Преимущество диэфиров – их хорошая термическая стабильность и прекрасная растворяющая способность. Они очень хорошо растворяют лаки и отложения.

Эфиры полиолов (неопентилы), так же как и диэфиры, получают взаимодействием органических кислот и спиртов. Полиолами называют соединения, молекулы которых содержат две спиртовые, функциональные группы, например триметилпропан, неопентилгликоль, пентаэритрит. Эфиры полиолов не содержат серы, фосфора или парафинов. Температура их застывания – в пределах от -30°С до -70°С, индекс вязкости от 120 до 160. Эти жидкости обладают очень хорошей термической стабильностью и противостоят гидролизу несколько лучше, чем диэфиры.

Страницы: 1 2 3

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.transportbasis.ru