Типовые проформы чартеров

Материалы » Фрахтование трампового тоннажа » Типовые проформы чартеров

Российское гражданское законодательство предусматривает возможность оформления договоров на основе использования типовых проформ. Достаточно сослаться на ст. 427 ГК РФ, в которой говорится о том, что "отдельные условия" договора могут определяться "примерными условиями, разработанными для договоров соответствующего вида и опубликованными в печати". Ст. 5 и п. 5 ст. 421 относят к категории таких условий "обычаи делового оборота" [1].

Имеются так называемые "типовые контракты" купли-продажи массовых сырьевых, продовольственных, потребительских товаров, определенных видов машин и оборудования, пиломатериалов и др. Ряд типовых контрактов получили утверждение или одобрение Европейской Экономической Комиссии ООН (ЕЭК) [7].

Примером такого контракта является "Типовой контракт Ассоциации западноевропейских судостроителей на постройку судна" (AWES Contract, July 1972). Существует более 30 вариантов типовых контрактов [7].

В каждом из таких типовых контрактов содержатся транспортные условия, отвечающие характеристике товара, доставку товара от продавца к покупателю.

Редакция типовых проформ чартеров выполнена такими авторитетными международными морскими организациями, как "Международная палата судоходства". Лондон; "Балтийский и международный морской совет (в прошлом "Конференция") — БИМКО и Копенгагене. Насчитывается около 100 проформ; только БИМКО приняла более 50 форм чартеров, например, для перевозок отечественного леса— "Sovietwood" и "Россвуд" [7].

Тексты типовых проформ чартеров содержатся в много¬томном издании "Типовые чартера", составленном ЦНИИМФ СПб.

Заключение договора перевозки груза в трамповом судоходстве называют фрахтованием, а сам договор - чартером (от английского словосочетания charter party). Цена перевозки груза трамповым судном выражается в виде фрахтовой ставки. Это цена морской перевозки фрахтовой единицы груза (массы — тонна, объем — кбм. 40 кбфут, и др.) [7].

Для характеристики мирового транспортного рынка и динамики изменений цен давно используются фрахтовые индексы. Такие индексы публикуют журнал "Нарведжиен Шиллинг Ньюс" и другие издания: известны индексы министерства транспорта ФРГ, Британской палаты судоходства и ряд других. Информация о заключенных сделках и фрахтовых ставках содержится в английских газетах "Дейли фрейт реджистр" и "Ллойд лист энд шиллинг газет". Обзоры состояния мирового открытого фрахтового рынка печатаются в таких изданиях, как "Феерплей Ллойд лист", "Шиппинг Статистике энд Экономик", "Ганза" и др. [7].

Существуют и другие источники информации о положении дел на фрахтовом рынке: распространяемые циркуляры брокерских фирм, оценки Балтийской фрахтовой биржи в Лондоне, котировки (quotations) — сообщения о грузах, нуждающихся в перевозке, информация о судах, которые освобождаются от предыдущих обязательств, в том числе и распространяемая через сеть "Интернет". По каналам связи передаются также "индикации" (indications) судовладельцев и экспедиторов, содержащие сведения об условиях перевозок и проводимой брокерами фрахтовой политики.

Наряду с рейсовым фрахтованием держатели постоянных грузопотоков выступают в настоящее время в качестве крупных арендаторов флота (на основе тайм — чартера, димайз и бербоут чартера).

Специализация флота привела в свою очередь к специализации фрахтования по видам тоннажа и грузов.

Существуют две формы работы на фрахтовом рынке.

Первая — простая, когда на нем между собой взаимодействуют "грузовладелец" и "перевозчик". Вторая, более распространенная форма, когда судовладелец и грузовладелец оформляют фрахтовую сделку через посредничество брокерской фирмы. При этом с судовладельцами сотрудничают судовые брокеры (ship brokers), а с грузовладельцам и — фрахтовые брокеры — экспедиторы (freight brokers).

В оформлении сделок, в определении фрахтовой политики им содействуют их объединения, ассоциации, клубы. В Лондоне члены Института Судовых брокеров совершают сделки на фрахтовой бирже "Балтик Эксчендж".

В настоящее время известно более 400 стандартных форм чартеров (проформ), разработанных под эгидой Английской палаты судоходства и БИМКО.

Тихоокеанская судоходная компания г. Владивосток, отфрахтовывает свои суда по различным договорам фрахтования (чартерам). Как пример, договора фрахтования, рассмотрим порядок осуществления фрахтования судна по рейсовому чартеру "Дженкон".

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.transportbasis.ru